• Лучшие Джазовые альбомы всех времен

    Джаз настолько неординарное направление в музыке, что даже сотни экспертов не могут сойтись во мнении, какой же альбом лучший. Чтобы составить наш рейтинг пришлось собрать рейтинги с полутора десятка крупных сайтов посвященных джазу, учесть мнения пользователей джазовых форумов и математическим путем результат ранжировать. Данная работа отражает математический подход и опирается лишь частично на вкусы автора. 104 альбома в списке потому, что в разных источниках, в первых 20 упоминались суммарно 104 работы. Но все-таки первые два места большинством отдаются Kind of Blue -Miles Davis и A Love Supreme -John Coltrane, я бы не делил их на первое и второе место, тем более Колтрейн мне нравится больше.



    1-10 места.
    1. Miles Davis - Kind of Blue
    Релиз 17 августа, 1959, на Columbia Records. Да, это возможно, номер один по продажам среди джазовых альбомов всех времен. Многие говорят, что это лучший джазовый альбом всех времен. Удивительно но, музыканты даже не репетировали перед записями сессии. Майлс только показал в Blue Note несколько мелодий и аккордов и сразу же преступил с музыкантами к записи с первой попытки. Он любил так делать и хотел, чтобы все было спонтанно, само собой все играли блестяще. Все гениальное рождается легко, тем более с таким составом: Miles Davis – trumpet, руководитель, Julian "Cannonball" Adderley – alto saxophone за исключением "Blue in Green", Paul Chambers – double bass, Jimmy Cobb – drums, John Coltrane – tenor saxophone, Bill Evans – piano (за исключением "Freddie Freeloader") , Wynton Kelly – piano в "Freddie Freeloader". Читаем рецензию от Rolling Stone у нас на сайте в обзоре 20 величайших альбомов всех времен.
    2. John Coltrane - A Love Supreme
    Релиз – декабрь 1964 Impulse! Records. A Love Supreme полностью изменил мир джаза в 1965 году, и даже сегодня эффект его воздействия можно найти во многих музыкальных стилях, и не только в джазе. Альбом – шедевр, альбом откровение. Гармонический язык Колтрейна здесь эволюционирует от чрезвычайно сложного и плотного освоенного им при работе с Майлсом Дэвисом и Телониусом Монком до чистой, сырой страсти. Четыре пьесы с этого альбома одновременно заполнены эмоциями гнева, радости, грусти, экстаза, трагедии и триумфа. Многие писатели или художники, слушают A Love Supreme, чтобы вдохновиться, получить энергию и страсть для своего искусства. Попробуйте и вы, если не слышали этот шедевр, познакомиться с ним на хорошем аппарате в приятной атмосфере.
    3. Sonny Rollins - Saxophone Colossus
    Релиз декабрь 1956 , Prestige Records. Этот альбом демонстрирует нам, как получается классический джаз. Saxophone Colossus скорее всего самая значимая запись Сонни Роллинса. Каждая пьеса здесь чувствуется не только сложно, но душевно и гладко. Альбом включает в себя пять вещей, но каждая из них хитовая, и в каждой Сонни играет на высочайшем уровне и никогда не разочарует слушателя. Сонни играет комплексный бибоп, который очень доступный и где каждая нота имеет смысл.
    4. Dave Brubeck - Time Out
    Релиз 1959, Columbia Records. Это был первый инструментальный джазовый альбом проданный тиражом более миллиона копий. "Take Five" стала хитом номер один в чартах Billboard, что уже является серьезным подвигом для любой джазовой вещи (тем более 5 / 4!). Автор шедевра саксофонист из группы Брубека, Paul Desmond. Брубек попросил музыкантов на репетиции сочинить какую-либо пьесу с нестандартным размером, на следующий день, Дезмонд принес наброски шедевра. Помимо Take Five, весь альбом насыщен нетипичными для джаза того периода ритмами из Восточной Европы, рождающими новый звук. Сложные ритм и звук используются очень естественно, поэтому альбом слушать легко, вероятно, в этом причина его успеха. Это один из тех альбомов, с которого можно начинать знакомство c джазом, так как он может быть понятен и не продвинутым слушателям.
    5. Cannonball Adderley - Somethin' Else
    Somethin' Else выпущен в 1958 году Julian "Cannonball" Adderley на Blue Note, стили Hard bop и Cool. Многие критики и любители джаза, считают его лучшим из, когда-либо изданных альбомов. Мощный состав, Miles Davis – Trumpet, Hank Jones – Piano, Sam Jones – Bass, Art Blakey – Drums и отлично сыгранно.
    Многие спорят о степени влияния Дэвиса на запись Somethin' Elsе. Дэвис играл несколько первых соло, и согласно надписи на обложке диска, выбирал большую часть материала - он будет продолжать играть "Autumn Leaves" и "Love for Sale", еще с более неистовым темпом, в ближайшие годы. Он также написал блюзовый заглавный трек и предложил Аддерли кавер на "Dancing in the Dark" (на котором Дэвис не появляется). Единственным исключением является 12- тактовый блюз"One for Daddy-O", написанный братом Аддерли, Натом (для Чикагского радио DJ Holmes "Daddy-O" Daylie, не являвшемся отцом музыканта). Тем не менее, в конце этого трэка, можно услышать фразу Дэвиса обращенную к продюсеру Alfred Lion: "Это то, что вы хотели, Альфред?". Сотрудничество между Аддерли и Дэвисом будет продолжено и в 1959 году в альбоме номер один рейтинга Kind of Blue.
    6. Keith Jarrett - The - Koln Concert
    Koln Concert записан и выпущен лейблом ECM, джазовым пианистом Keith Jarrett, выступившем с сольными импровизациями в Cologne Opera House в Cologne (нем. Köln) 24 января 1975 г. В 2001 году он стал самым популярная сольным альбомом в истории джаза, и самым продаваемым фортепианным альбомом, с объемом продаж более чем в 3,5 млн. долл. США. Я бы сказал хрестоматийный, культовый альбом джазовых пианистов.
    Сейчас трудно поверить, но Джарретт не спал перед концертом две ночи. Он прибыл в оперу поздно, уставшим после изнурительной многочасовой езды в Renault R4, перекусил немного за несколько минут до выступления. Узнав о некачественном фортепиано, Джарретт собирался отказаться играть. Vera Brandes(промоутер), которой только исполнилось 18 лет, должна была убедить 29-летнего Джарретта выступать, несмотря ни на что. В последний момент у звукооператоров родилось решение об установке микрофона для записи концерта, хотя бы для домашнего архива.
    Инструмент звучал металлически и скудно в верхних регистрах, поэтому Джарретт сосредоточился на многократном повторении ритмических фигур.
    Но трудности помогают сделать шедевры, и альбом стал тем, чем он является на сегодняшний день.
    7. Charles Mingus - Mingus Ah Um
    Релиз 1959 год, Columbia Records. У Чарльза Мингуса свой способ сделать звук бэнда сочным, оригинальным, с сумасшедшим свингом. Этот альбом содержит много песен-требьютов бывшим легендам джаза, которые гарантированно заставят вашу ногу поддергиваться в ритм, а пальцы щелкать! В нем есть несколько великолепных баллад с красочными и эмоциональными аранжировками духовых. Кроме того пластинка имела и социальный смысл, композиция - протест Fables of Faubus посвящена печально известному губернатору штата Арканзас, который выступал против интеграции чернокожих и белых учеников.
    8. Eric Dolphy - Out to Lunch!
    Последняя студийная запись Долфи сделанная им до своей смерти в 1964 году под релизом Blue Note. Это довольно авангардная работа, и много людей, наверное, думает, что группа просто играет случайные ноты, но конечно это не так. Альбом создает таинственный звуковой пейзаж, используя весь талант виброфониста Bobby Hutcherson, трубача Freddie Hubbard, басиста Richard Davis, и ударника Tony Williams. Попробуйте понять и поверить в его атмосферу, дайте звуку проникнуть в ваше сознание.
    9. Oliver Nelson - The Blues & the Abstract Truth
    Релиз август 1961, Impulse! Records. Это довольно серьезный альбом, который уходит в глубину различных форм блюза. Первый трек, Stolen Moments, замечательно использует четыре духовых инструмента для создания атмосферного настроения с удивительными соло гигантов джаза Freddie Hubbard, Eric Dolphy, Nelson и Bill Evans . Баритон-саксофонист George Barrow не солирует в альбоме, но его звук один из ключевых в тонких особенностях голосоведения аранжировок Нильсона. Энергия и качество этого альбома сравнимы даже с Kind Of Blue, но с чуть более современным стилем.
    10. Charles Mingus - Black Saint & the Sinner Lady
    Альбом был записан 20 января 1963 года и выпущен лейблом Impulse!. Эта работа часто оценивается критиками как одна из двух лучших работ(другой альбом Mingus Ah Um номер 10 в нашем рейтинге). Сам Мингус характеризовал альбом, как этнически - фольклорную танцевальную музыку.

    11-20 места
    11. Wayne Shorter - Speak No Evil
    Альбом вышел 24 декабря 1964 на Blue Note. Он признан многими критиками, как лучшая работа Шортера и как классика хард-боп (или пост-боп) жанра. Альбом содержит в себе лучшие мелодии Шортера, на его обложке изображена первая жена Уэйна Teruka (Irene) Nakagami, которую он встретил в 1961 году. Записанные вещи на альбоме звучат с более современным вкусом, чем тогда предлагал боп. Состав музыкантов, как и предполагается для великих работ, грандиозный, это: Wayne Shorter, Freddie Hubbard, Herbie Hancock, Ron Carter и Elvin Jones. Каждая композиция здесь рождает сильные эмоции и хорошее настроение, очень интересные соло, легко привлекается внимание слушателя.
    12.Miles Davis - In a silent way
    Альбом вышел 30 июля, 1969 на Columbia Records. Дэвис экспериментатор, идущий в ногу со временем, рок в те годы уже окончательно потеснил джаз в плане популярности, открывал новые горизонты и идеи. Майлс решил совместить два направления, одним из результатов таких экспериментов стал этот альбом. Многие критики именно Дэвису отдают лавры изобретателя джазрока. Если вы считаете, что не можете понять джаз и это не ваша музыка, а любите рок или электронщину, послушайте эту работу, она понятна, современна несмотря на свой возраст и создает приятную, задумчивую атмосферу. Состав музыкантов титанический (да к концу 20 – ки закончатся прилагательные описывающие музыкантов работавших, над созданием альбомов, а иначе не скажешь : Miles Davis – trumpet, Wayne Shorter – soprano saxophone, John McLaughlin – electric guitar, Chick Corea – electric piano, Herbie Hancock – electric piano, Joe Zawinul – organ, Dave Holland – double bass, Tony Williams – drums).
    13. John Coltrane - Giant Steps Giant Steps вышел в 1960 году на Atlantic Records. Это можно сказать последняя крупная работа Колтрейна как бопера, далее в 60 – х он авангардист, экспериментатор, революционер, мастер, идеи которого звучат в нотах многих современных саксофонистов. На пластинке россыпь джазовых стандартов таких, как "Naima", "Giant Steps", "Cousin Mary", "Countdown", "Mr. P.C.". Все композиции созданы самим Колтрейном, согласно его музыкальным принципам. Многие современные музыканты используют гармонические и ритмические принципы импровизации "Giant Steps", как составную часть современной джазовой импровизации. Вот такое влияние более 40 лет спустя.
    14. Thelonious Monk - Brilliant Corners Релиз 1957 год, Riverside. В 1999 году альбом был внесен в Зал Славы Grammy, как работа, имеющая большое историческое значение. Альбом сложный гармонически, технически, демонстрирует нам неординарность музыкального мышления Монка. Супер состав: Thelonious Monk — piano, celeste в Pannonica; Ernie Henry — alto saxophone в Brilliant Corners, Ba-lue Bolivar Ba-lues-are и Pannonica; Sonny Rollins — tenor saxophone; Oscar Pettiford — double bass в Brilliant Corners, Ba-lue Bolivar Ba-lues-are и Pannonica; Max Roach — drums, timpani в Bemsha Swing; Clark Terry — trumpet в Bemsha Swing; Paul Chambers — double bass в Bemsha Swing. Не смотря на участие в записи таких гигантов джаза, за четыре с половиной часа жесткой работы, Монк не смог записать заглавную пьесу альбома «Brilliant Corners» в нужном ему виде, на пластинке присутствует монтаж из 25 забракованных вариантов этой пьесы.
    15. Getz/Gilberto - Getz/Gilberto Релиз март 1964 года, студия Verve Records. Getz/Gilberto - это jazz bossa nova альбом американского саксофониста Stan Getz , бразильского гитариста João Gilberto, и непревзойденного композитора, потрясающего мелодиста и музыканта жанра босса нова Antonio Carlos Jobim. Результат работы соответствующий, очень мелодичная, красивая, наполненная теплыми красками южных морей, пластинка, с кучей хитов "The Girl from Ipanema", "Desafinado", "Corcovado" и др. Альбом понятен любому слушателю, даже не любителю джаза. Релиз пластинки породил в то время босса-манию в США, отголоски которой до сих пор слышны в поп музыке, джазе и электронных клубных проектах.
    16. Thelonious Monk - Straight, No Chase Релиз 1967 год, Columbia Records. Монк один из величайших деятелей джаза всех времен, новатор, первооткрыватель многих звезд этой музыки. Монк признан самым успешным и самым записываемым джазовым композитором всех времен вместе с Duke Ellington, хотя Дюку принадлежит авторство более тысячи пьес, а Телониусу только семьдесят. Альбом более легок в восприятии, чем ранние работы Монка, хотя и не блещет россыпью его хитов, чем скажем работа 62 года Criss-Cross.
    17. Erroll Garner - Concert by the Sea Релиз 1955, Columbia. Запись сделана с живого выступления Гарнера в Carmel, California. Мелодичный, с кучей джазовых стандартов, демонстрирующий изобретательность и музыкальный талант Гарнера, альбом признан одной из самых заметных джазовых работ. Состав: Erroll Garner – piano, Eddie Calhoun – double bass, Denzil Best – drums. Если говорить о творчестве Гарнера, то стиль его импровизации и исполнения, доступен массовому слушателю. Отличительной чертой игры Гарнера являлся четкий бит, заданный плотными аккордами в левой руке. Его пьеса «Misty», написанная в конце 50-х, превратилась в своеобразный эталон джазовой фортепианной баллады.
    18. Ornette Coleman - The Shape of Jazz to Come Релиз 1959, Atlantic Records. Это был одним из первых в истории, записанных альбомов авангардного джаза. Квартет Коулмана играл без пианино. Альбом в то время просто шокировал публику так, как музыка не имела узнаваемую структуру аккордов, гармонические ходы и включала одновременную импровизацию исполнителей гораздо в более свободном стиле, чем до этого знал джаз.
    Хоть альбом и был авангардным и имел много противников в музыкальной среде, но даже они признавали, что Коулману превосходно удавалось играть короткие мелодии, например "Congeniality" с этого альбома, отличающиеся свежестью и выразительностью мелодической линии, траурные мелодии, особенно "Peace", и исключительно проникновенная "Lonely Woman", которые принадлежат к лучшим образцам музыки, когда-либо сочиненными джазовым музыкантом.
    19. Clifford Brown & Max Roach - 'At Basin Street' Запись 1956 года, выходила на лейблах EmArcy, Verve, Trip Record. Альбом является последней официальной работой квинтета Clifford Brown и Max Roach и признан классикой хард бопа. В записи участвовал великий Sonny Rollins. Трубач Клиффорд Браун был одним из самых влиятельных музыкантов того времени, не смотря на свой небольшой возраст, его влияние ощущается и сегодня. Браун умер в 1956 году в возрасте 25 лет. Если бы он прожил еще хоть десять лет, кто знает, каких новых вершин смог бы достичь в своем творчестве, не исключено, что мог открыть новые приемы исполнения или стал основоположником нового стиля в джазе.
    20. Art Blakey & the Jazz Messengers - Moanin' Релиз 1958, Blue Note. Это был первый альбом Art Blakey для Blue Note за несколько лет, после некоторого времени выхода пластинки под разными лейблами он вернулся домой чтобы начать новую жизнь. Первоначально альбом был одноименный, но после мгновенной популярности блюзового первого трека "Moanin" (пианиста Bobby Timmons) LP стала известна именно под этим заголовком. Альбом представляет собой один из архетипичных жестких альбомов боп эпохи, исходя из интенсивности игры на ударных Blakey, работы Morgan, Golson и Timmons, в сочетании старомодных Евангельских и блюзовых влиянияий со сложной современной чувствительностью джаза. Альбом был признан Scott Yanow в его Allmusic эссе "Hard Bop", как одна из 17 основных хард-боп записей.

    21 - 104
    21 Herbie Hancock - Maiden Voyage 1965
    22 Duke Ellington & His Orchestra - Ellington At Newport
    23 Miles Davis - Bitches Brew 1969
    24 The Horace Silver Quintet - Song for My Father 1964
    25 Thelonious Monk Quartet with John Coltrane - At Carnegie Hall
    26 Dexter Gordon - Go!
    27 Clifford Brown & Max Roach - Clifford Brown & Max Roach
    28-31 Louis Armstrong - The Hot Fives & Sevens
    28-31 Benny Goodman - 'Carnegie Concert'
    28-31 Black, Brown and Beige - Duke Ellington featuring Mahalia Jackson, 1958, Columbia
    28-31 Miles Davis - Miles Ahead
    32 - 36 Max Roach - Freedom Now Suite
    32 - 36 Sidney Bechet - The Sidney Bechet Story
    32 - 36 Duke Ellington - sides with Jimmy Blanton.
    32 - 36 John Coltrane - Coltrane's Sound 1964, Atlantic
    32 - 36 Dexter Gordon - Go
    37 - 42 Lester Young - The Lester Young Story
    37 - 42 Charles Mingus - Changes One
    37 - 42 Duke Ellington and John Coltrane - 1962, GRP Records
    37 - 42 Stan Getz - Focus
    37 - 42 Miles Davis - Seven Steps To Heaven
    37-42 Charlie Parker / Dizzie Gillespie - Bird & Diz
    43 - 48 Pharoah Sanders--Karma
    43 - 48 Don Cherry - Mu
    43 - 48 Charlie Parker - Boss Bird
    43 - 48 Cornbread - Lee Morgan, mid 1960s?, Blue Note?
    43 - 48 Waltz for Debbie - Bill Evans
    43 - 48 Coleman Hawkins - At Ease With Coleman Hawkins
    49 - 54 Clifford Brown/Max Roach 'At Basin Street'
    49 - 54 Gary Thomas - Kold Kage
    49 - 54 Lee Morgan - Search for the New Land 1964, Blue Note
    49 - 54 Harold Land - A Lazy Afternoon
    49 - 54 Ella Fitzgerald/Louis Armstrong - Ella and Louis
    49 - 54 Charlie Parker - Jazz at Massey Hall
    55 - 62 Mahavishnu Orchestra - Birds of Fire
    55 - 62 Duke Ellington - And His Mother Called Him Bill
    55 - 62 Wes Montgomery - 'Full House'
    55 - 62 John Coltrane and Cannonball Adderly
    55 - 62 John Coltrane - My Favorite Things
    55 - 62 Oscar Peterson - Night Train
    55 - 62 John Coltrane - Ballads
    55 - 62 Herbie Hancock - Head Hunters 1973
    63- 69 Atlantis - Sun Ra
    63- 69 John Coltrane - live at the village Vangard (1st)
    63- 69 Spring Heel Jack live 2003
    63- 69 Thelonious Monk - Monk's Dream
    63- 69 Cal Tjader - Soul Sauce
    63- 69 Stan Getz - Jazz Samba
    63- 69 George Lewis - Homage to Charles Parker
    70 - 76 John Zorn--Naked City
    70 - 76 Wes Montgomery - The Incredible Jazz Guitar
    70 - 76 Art Blakey - 'Moanin'
    70 - 76 Jack DeJohnette - Extra Special Edition
    70 - 76 Hank Mobley - Soulstation
    70 - 76 Charlie Parker - With Strings
    70 - 76 Paul Desmond - Bossa Antigua
    77 - 81 Brad Mehldau - Art of the Trio: Songs
    77 - 81 Ornette Coleman - 'Beauty is a rare thing..complete Atlantic'
    77 - 81 Ornette Coleman - Free Jazz: A Collective Improvisation
    77 - 81 Duke Ellington - Such Sweet Thunder
    77 - 81 Tomasz Stanko - Suspended Night
    82 - 85 Cannonball Adderley--Mercy, Mercy, Mercy
    82 - 85 Andrew Hill - point of Departure
    82 - 85 Stephan Grappelli & Django Rinehardt - et le Quintette du Hot Club de France
    82 - 85 Bill Evans - Sunday at the Village Vanguard
    86 - 89 Paul Motian - On Broadway, Volume 1
    86 - 89 Bill Evans Trio - Waltz for Debby 1961
    86 - 89 Bob Brookmeyer - Stay Out Of The Sun
    86 - 89 Art Blakey and the Jazz Messengers - Moanin’
    90 -91 Marian McPartland - Portrait Of Marian McPartland
    90 -91 Chet Baker - Chet Baker Sings
    92 - 95 Clifford Brown and Max Roach -Clifford Brown
    92 - 95 Kenny Dorham - Quiet Kenny
    92 - 95 Bud Powell - Jazz Giant
    92 - 95 John Coltrane - Blue Train 1957
    96 - 99 Oscar Peterson - We Get Requests
    96 - 99 Art Tatum - Piano Starts Here
    96 - 99 Louis Armstrong Hot Fives & Sevens 1928
    96 - 99 Soul Station -Hank Mobley
    100 - 101 Count Basie - Count Basie at Newport
    100 - 101 Lee Morgan The Sidewinder 1963
    102 - 104 Alice Coltrane - Journey In Satchidananda
    102 - 104 Miles Davis - Birth of the Cool
    102 - 104 Charlie Parker The Savoy & Dial Studio Sessions 1948
    Комментарии 3 Комментарии
    1. Аватар для MaRaJazz
      MaRaJazz -
      Да, джаз- это очень широкое явление и это очень разнообразная музыка. Пожалуй ни одно музыкальное направление не может похвастаться такой широтой взглядов, поэтому очень трудно сравнивать и вопрос" Кто лучше" здесь часто не имеет смысла. Но ,все-таки, данный рейтинг очень интересен. Ну а лично для меня- Keith Jarrett- на первом месте.
    1. Аватар для Surfer
      Surfer -
      Повелось так, что всю импровизационную музыку стали называть джазом. Хотя скажем авангард типа "A Love Supreme" или "Кёльнский концерт" - это чисто импровизационная музыка по мне, часть корней которой уходят в джаз.
    1. Аватар для master
      master -
      Рейтинг не окончательный. Через некоторое время будет проведен новый анализ рейтингов джазовых альбомов в интернете и обновлены результаты.